Комплекс мер, направленных на снижение заболеваемости.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 75 «Синяя птица» города Калуги

Методические рекомендации для педагогов по снижению
заболеваемости воспитанников в ДОУ

Калуга,
2022

Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений
государственной политики. Более того, сохранение, укрепление здоровья
ребёнка является первостепенной задачей его полноценного развития.
Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей, по данным
массовых медицинских обследований ухудшается.
Наиболее оптимальные условия для оздоровления детей могут быть
созданы в ДОУ, так как именно здесь возможно осуществление
комплексного подхода к медико-психолого-педагогической коррекции и
формирование основ здорового образа жизни, его показателей и
составляющих. Поэтому, в целях сохранения и укрепления здоровья каждого
воспитанника в МБДОУ № 75 «Синяя птица» города Калуги было внесено
предложение о разработке Рекомендаций по сохранению здоровья
воспитанников
и
психологопедагогическому
сопровождению
образовательного процесса.
Оздоровление и реабилитация детей будет осуществляться плавно,
этапно и многофакторно в течение всего пребывания ребёнка в детском саду.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у
детей ответственности за сохранение собственного здоровья.
Задачи:
1. сохранение системы по снижению адаптационного стресса у детей,
поступающих в ДОУ.
2. Создание и развитие системы взаимодействия различных служб ДОУ,
отвечающих за организацию мероприятий, направленных на
сохранение и укрепление здоровья ребенка.
3. Организация и проведение ранней профилактики и коррекции
поведения дошкольников.
4. Организация и проведение ранней профилактики и коррекции речевого
развития.
5. Организация подготовки детей к обучению в школе.
6. Снижение заболеваемости воспитанников
7. Расширить и разнообразить взаимодействие родителей и
общественности в контексте укрепления здоровья воспитанников.
8. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, как
устойчивой формы поведения
Создание условий для оздоровления и физического развития детей
Реализация программы возможна при создании специальных условий,
которыми выступают предметно-пространственная среда, охранительный
режим дня и оптимальный режим предметной двигательной активности.
В ДОУ создана материально-техническая база для оздоровления и
физического развития детей: специальный физкультурный и музыкальный
зал, которые оборудованы спортивным инвентарём; кабинеты логопедов и
психолога, медицинский кабинет, групповые комнаты, оснащённые
физкультурным оборудованием, пособиями для спортивных игр.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
дошкольного

учреждения построена согласно ООП ДО по созданию развивающей
двигательной среды.
При организации занятий определяется предельная дозировка нагрузки
на каждого ребенка, эффективно используются наиболее продуктивные для
умственной работы дни недели и время дня; обеспечивается отдых в ходе
занятий и между ними, включаются в занятия разного уровня сложности.
Физическое воспитание осуществляется с дозированной физической
нагрузкой в соответствии с уровнем здоровья.
Таким образом, щадящий оздоровительный режим
создаёт
возможность в повседневной жизни ребёнка организовать: оптимальный
двигательный режим, достаточную умственную нагрузку на фоне
положительных эмоциональных впечатлений.

Примерный режим дня групп ДОО
Компоненты режима
1
Утренний приём детей
на воздухе (по
температурному
режиму)
Утренняя гимнастика
Возращение с прогулки
Завтрак
Гигиенические
процедуры
Регламентированная
деятельность
Второй завтрак.
Витаминотерапия
Прогулка
Возращение с прогулки
Обед
Гигиенические
процедуры
Дневной сон
Подъём
Полдник
Регламентированная
деятельность
Прогулка
Возращение с прогулки
Познавательная игровая
деятельность. Уход
детей домой

Содержание
2
Индивидуальная работа, самостоятельная
двигательная активность, подвижные игры,
организованные воспитателем на воздухе

Время
3
7.00 – 8.00

Общеукрепляющие упражнения,
дыхательная гимнастика
Осмотр медработником. Раздевание. Мытьё
рук.
Сервировка стола, приём пищи.
Полоскание рта

8.00 – 8.30
8.20 – 8.30
8.30.- 8.55
8.55 – 9.00

Чередование игр и занятий, самостоятельной 9.00 – 10.30
двигательной активности и физминуток
Приём витаминов: сок или фрукты
10.30 – 10.40
Познавательно – игровая деятельность,
подвижные игры, свободное время ребёнка,
индивидуальная работа
Раздевание. Мытьё рук, умывание
Приём пищи.
Полоскание рта, горла, босохождение,
фототерапия
Музыкотерапия во время сна детей
Гимнастика после сна, закаливание.
Приём пищи, полоскание полости рта.
Фитобар
Чередование игр и занятий, самостоятельная
двигательная активность, сюжетно-ролевые
игры
Самостоятельная двигательная активность,
сюжетно-ролевые игры
Раздевание, гигиенические процедуры
Игра, индивидуальная работа.
Работа с родителями

10.40 – 11.50
11.50 – 12.00
12.00 – 12.25
12.25 – 12.30
12.30 – 15.00
15.00 – 15.30
15.30 – 15.45
15.45 – 16.00

16.00– 18.40
18.40 – 19.00
До 19.00

Одним из необходимых условий улучшения физкультурнооздоровительной работы мы считаем повышение степени его
дифференциации: через организацию подгрупповых и индивидуальных форм
педагогической деятельности, включение в образовательный процесс
кружково - секционной работы, учитывающий интересы, потребности,
способности и возможности детей. При этом обязательно соблюдается
утверждённый на организационном педсовете годовой план.

Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы:
Профилактические мероприятия
1. Фитотерапия:
- настои из плодов шиповника или лимона,
2. Витаминотерапия:
- аскорбиновая кислота,
- поливитамины
3. Профилактика:
- нарушения осанки,
- плоскостопия.
4. Кварцевание групповых комнат
Физкультурно – оздоровительные мероприятия
1. Утренняя гимнастика
2. Физкультурные занятия
3. Подвижные игры и физические упражнения на улице
4. Оздоровительный бег
5. Физкультурные минутки на занятиях и в свободной деятельности детей
6. Бодрящая гимнастика
7. Дыхательная гимнастика
8. Артикуляционная гимнастика
9. Спортивные досуги, праздники, «дни здоровья»
10.Закаливание
Пропаганда ЗОЖ
1. Беседы с детьми о здоровье
2. Консультации с родителями
3. Родительские собрания, рассматривающие вопросы здорового образа
жизни

Физкультурные мероприятия
 распределение детей на группы для занятия физической культурой;
 проведение анализа эффективности физического воспитания;
 гимнастика после дневного сна
 корригирующая гимнастика;
 дыхательная гимнастика;
 оптимальный
двигательный
режим
(утренняя
гимнастика,
тренирующие и обучающие физкультурные занятия, физминутки,
самостоятельная двигательная активность, подвижные спортивные
игры, сюжетные физкультурные занятия на прогулке и пр.).
Обширное умывание (4-7 лет)
Ребёнок должен:
- открыть кран с водой, намочить правую ладошку, и провести ею от

кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз», то же проделать левой
рукой;
- намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими
одновременно к подбородку, сказать «раз»;
- намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части
груди, сказать «раз»
- намочить обе ладошки и умыть лицо;
- ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

В
структуре
лечебно-оздоровительной
работы
организация
рациональной двигательной деятельности является одним из важных
компонентов.
Двигательная деятельность – главный источник и побудительная сила
охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и
интеллектуальных
способностей
ребёнка.
Физиологией
заложена
потребность в движении, чтобы поддержать себя в нормальной форме,
ребёнок должен совершить 12 тыс. шагов в день. Большинство
дошкольников пребывает в состоянии гиперкинезии – фундамента для роста
сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, болезней суставов. Справиться
с этой проблемой помогает рационально организованная двигательная
деятельность.
Под руководством педагогического и медицинского персонала,
проводятся разнообразные формы работы с детьми, направленные на
реализацию оздоровительных задач в течение дня.
Утренняя зарядка
Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после ночного сна,
активизирует деятельность организма, обязательная для всех детей.
В начале утренней гимнастики некоторые специалисты рекомендуют
выполнить 2-3 приёма самомассажа, обеспечивающих повышение
активности организма благодаря раздражению тканей ушных раковин.
1. Осторожное, вначале лёгкое, затем постепенное усиливающееся
разминание мочки ушей подушечками большого и указательного пальцев в
течение 10-15 сек. Дыхание не задерживать.
2. Потягивание ушных раковин обоих ушей кончиками больших пальцев рук.
Движение производить по желобкам, образованным углублениями ушных
раковин, от козелка вверх в течение 10-15 сек. Дыхание равномерное.
3. Лёгкое похлопывание сложенными вместе пальцами по ушным раковинам
в течение 10-15 сек. Дыхание не задерживать.
Организуя непосредственно занятия утренней гимнастикой, сначала
предлагается выполнить несколько имитационных (подражательных)
движений: для рук и плечевого пояса, туловища, затем для ног – приседания,
прыжки или бег. В заключение комплекса спокойная ходьба. Занятия
строятся в определённой последовательности: сначала упражнения,
вызывающие мышечную затрату сил, а затем – большей нагрузкой.
Количество повторений зависит от характера движений. Если они вовлекают
в работу большие группы мышц, то нужно примерно 4-5 повторений, а после

паузы в 3-5 сек. – ещё 2-3.
Движения, требующие участия меньшего количества мышц (например,
подъём и опускание рук), можно повторить 6-8 раз и после паузы ещё 3-4
раза.
В адаптационный период утренняя гимнастика может проводиться в форме
интересных развивающих подвижных игр-забав, при этом если ребёнок не
хочет в ней участвовать, то педагог не должен заставлять.
Гимнастика после дневного сна
Являясь одной из обязательных форм организованной деятельности
дошкольников, гимнастика после дневного сна помогает решать ряд
вопросов. Это, в первую очередь, воспитание здорового образа жизни,
самоорганизованности, что особенно важно для дошкольников. Основная
цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный
тонус детей. Поднятию мышечного тонуса способствует сочетание
физических упражнений с закаливанием. Воздушными ваннами, водными
процедурами.
Длительность гимнастики равна примерно 15-20 мин.
В основе подбора комплекса упражнений лежит имеющийся у детей
двигательный опыт. Гимнастика после дневного сна может проводиться в
игровой форме, в форме мини - спортивной тренировки с использованием
оздоровительного бега в сочетании с играми и физическими упражнениями, а
также в форме музыкально-ритмической гимнастики. Нельзя давать большие
физической нагрузки сразу после пробуждения. В любой вариант комплекса
рекомендуется включать коррегирующие упражнения по профилактике
нарушений осанки и плоскостопия. Их количество может варьироваться.
Для детей, просыпающихся раньше или позже других и любящих
заниматься самостоятельно, разрабатываются индивидуальные комплексы
упражнений для выполнения их в группе. Это физические упражнения в
кроватях, самомассаж.
Некоторые дети из группы, по собственному желанию или рекомендациям
врача, занимаются гимнастикой после сна по самостоятельной программе.
Заканчивается гигиеническая гимнастика после дневного сна водными
процедурами.
Корригирующая гимнастика
Корригирующая гимнастика направлена на профилактику и коррекцию
нарушений осанки и стоп. В группе упражнений, способствующих
закреплению правильной осанки, основными являются упражнения,
укрепляющие мышцы спины, плечевого пояса, живота. Необходимо
обращать внимание на то, чтобы дети делали упражнения без напряжения,
правильно дышали, не поднимали высоко плечи. С целью выпрямления
позвоночника и правильного держания головы необходимы упражнения, во
время которых ребёнок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает
голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения лёжа и с
пособиями – палкой, обручем, верёвкой, флажками Ипр. При этом следить за
тем, чтобы руки ребёнка при поднимании вверх были раздвинуты шире плеч,
голова поднята, и он смотрел вверх.
Показаны упражнения для развития позвоночника: наклоны, повороты

в стороны. Большое значение в сохранении правильной осанки имеет
укрепление мышц живота – наклоны и выпрямление туловища, сгибание и
разгибание ног, поднимание прямых ног из положения лёжа на спине и др.
При этих упражнениях необходимо, чтобы дети правильно дышали, не
задерживали дыхание (при наклоне или сгибании ног – выдох, при
разгибании – вдох).
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет
правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в
области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку
ребёнка. Вот почему очень важно, чтобы специалисты дошкольного
учреждения хорошо знали особенности развития и формирования опорно–
двигательного аппарата, приёмы и способы профилактики и устранения
некоторых деформаций.
Наиболее распространённой деформацией опорно–двигательного
аппарата у детей 2- 7 лет является плоскостопие и косолапость. При этом
ноги ребёнка принимают «О» - образную форму, ограничивается их
подвижность, опора на подошву односторонняя и неполноценная, в
результате чего ухудшается функционирование некоторых рефлекторных
механизмов и точек стопы.
Эффективными
способами
предупреждения
плоскостопия
и
косолапости
является
укрепление
костно-мышечного
аппарата
специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием
особых предметов: камней, деревянных палочек, мешочков с песком,
верёвок, набивных мячей и т.д.
Плоскостопие у детей этого возраста можно
объяснить
функциональной незрелостью костно-связочного аппарата, слабостью мышц.
Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на
боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Во время ходьбы,
бега и прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело. Это не
наблюдается при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы.
Одним из способов борьбы с утомлением, коррекции недостатков и
деформации
является
укрепление
опорно-двигательного
аппарата
специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы (в
которых сходятся проекционные зоны внутренних органов и систем
организма).
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика направлена на укрепление мышц
артикуляционного
аппарата,
развитие
силы,
подвижности
и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определённых положений органов артикуляционного аппарата, отработки
определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для

правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или
определённой группы.
Физкультурные занятия
Организованная двигательная активность представлена следующими
видами физкультурных занятий:
- занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть,
общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
- занятия состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой
интенсивности;
- занятия – тренировки в основных видах движений;
- занятия – соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд
выявляют победителей;
- занятия – зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по
выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;
- самостоятельные занятия, когда ребёнку предлагается вид движений, даётся
определённое время, и он самостоятельно тренируется, после чего
воспитатель проверяет выполнение задания
Чтобы физкультурные занятия были эффективны, необходимы
следующие условия:
- построение занятия в соответствии с задачами на данный период,
основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности
детей;
- использование воспитателями разнообразных методических приёмов и
способов организации детей для выполнения упражнений с целью
увеличения их двигательной активности;
- последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание
нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение
физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия;
- развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств личности;
- использование
разного
спортивного
инвентаря,
музыкального
сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей
при выполнении упражнений.
Подбор содержания игр и физических упражнений преимущественно
динамического характера, направленных на развитие различных групп
мышц, а также упражнений, требующих координации движений, ловкости и
выносливости;
- соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным
двигательным особенностям детей;
- применение разных способов организации детей;
- рациональное использование окружающей среды и пространства,
оборудования и физкультурных пособий;
- стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
- активизацию детской самостоятельности и развитие двигательных
способностей;
- апробацию педагогических приёмов и методов дифференцированного
руководства двигательной активностью детей;
- создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и

нравственно-волевых проявлений детей.
Задачи дифференцированного руководства двигательной активностью
детей решаются как в процессе физкультурных занятий, так и на прогулке с
помощью дифференцированных двигательных заданий (игр, упражнений с
разной степенью подвижности), направленных на регулирование
двигательной активности каждого ребёнка, отличающихся по содержанию и
приёмам обучения.
Подвижные игры проводятся ежедневно во всех возрастных группах по
желанию детей. В день, когда проводится физкультурное занятие на воздухе
(третье), подвижная игра не планируется. В те дни, когда физкультурное или
музыкальное занятие проводится в зале, на прогулке организуется подвижная
игра средней интенсивности. Помимо этого, при составлении плана
прогулки, воспитателем должна быть предусмотрена индивидуальная работа
с детьми, отстающими в развитии движений и физической подготовленности.
Физкультурные минутки
Физкультминутка проводится в течение 1-2 минуты с целью активно
изменить деятельность детей и этим ослабить утомление. Упражнения,
входящие в физкультминутку, улучшают осанку детей, усиливают обмен
веществ в организме, повышают внимание. В подборе упражнений для
физкультминутки необходимо руководствоваться следующим:
- упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению;
- они должны в основном охватывать крупные мышечные группы.
Проводить физкультминутки рекомендуется по мере необходимости,
когда дети становятся неспокойными либо, наоборот, вялыми и сонливыми.
Отличительной особенностью физкультминуток является то, что
большинство из них сопровождаются речитативами.
Самостоятельная двигательная активность
Самостоятельная двигательная активность играет огромную роль в
развитии необходимых двигательных навыков и физических ребёнка,
формирование его физического развития, физической подготовленности,
умения реагировать в различных ситуациях, в т.ч. стрессовых. Через
самостоятельную двигательную активность проявляется личностная
сущность ребёнка. Поэтому организация этого вида деятельности, создание
благоприятных условий для такой полной реализации личности ребёнка –
одна из основных задач медицинского и педагогического персонала ДОУ.
Это – и оснащение необходимым оборудованием и физкультурными
пособиями групповых комнат, площадок, спортивного зала, это и
разнообразие методических приёмов для включения детей в игровую и
двигательную деятельность, это и учёт проводимой физиометрической
диагностики, знание особенностей каждого ребёнка, его темпа
темперамента,это и решение для каждого определённой задачи. Поэтому
самостоятельная двигательная активность – это не простая прогулка или
свободная деятельность. Именно здесь поле для реализации знаний
воспитателя, его интуиции, наблюдательности.

Виды технологий
Ритмопластика

Время проведения в
Особенности методики
режиме дня
проведения
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Не раньше чем через 30 Обратить внимание на
художественную ценность,
мин. после приема
величину физической нагрузки
пищи, 2 раза в неделю
по 30 мин. со среднего и ее соразмерность возрастным
показателям ребенка
возраста

Динамические паузы Во время занятий, 2-5
мин., по мере
утомляемости детей

Подвижные и
спортивные игры

Релаксация

Технологии
эстетической
направленности

Гимнастика
пальчиковая

Гимнастика
дыхательная

Ответственный
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,

Рекомендуется для всех детей в Воспитатели
качестве профилактики
утомления. Могут включать в
себя
элементы гимнастики для глаз,
дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида
занятия
Как часть
Игры подбираются в
Воспитатели,
физкультурного занятия, соответствии с возрастом
на прогулке, в
ребенка, местом и временем ее
групповой комнате проведения. В ДОУ используем
малой со средней
лишь элементы спортивных игр
степенью подвижности.
Ежедневно для всех
возрастных групп
В любом подходящем
Можно использовать
Воспитатели,
помещении. В
спокойную классическую
психолог
зависимости от
музыку (Чайковский,
состояния детей и целей, Рахманинов), звуки природы
педагог определяет
интенсивность
технологии. Для всех
возрастных групп
Реализуются на занятиях Осуществляется на занятиях по Все педагоги
художественнопрограмме ДОУ, а также по
ДОУ
эстетического цикла,
специально запланированному
при посещении музеев, графику мероприятий. Особое
театров, выставок и пр., значение имеет работа с семьей,
оформлении помещений привитие детям эстетического
к праздникам и др. Для вкуса
всех возрастных групп
С младшего возраста
Рекомендуется всем детям,
Воспитатели,
индивидуально либо с
особенно с речевыми
логопед
подгруппой ежедневно проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок
времени (в любое удобное
время)
Все педагоги
В различных формах
Обеспечить проветривание
физкультурнопомещения, педагогу дать
оздоровительной работы детям инструкции об
обязательной гигиене полости
носа перед проведением
процедуры

Гимнастика
бодрящая

Гимнастика
корригирующая

Ежедневно после
Воспитатели
Форма проведения различна:
дневного сна, 5-10 мин. упражнения на кроватках,
обширное умывание; ходьба по
ребристым дощечкам; легкий
бег из спальни в группу с
разницей температуры в
помещениях и другие в
зависимости от условий ДОУ
В различных формах
Форма проведения зависит от Воспитатели,
физкультурнопоставленной задачи и
оздоровительной работы контингента детей

Гимнастика
ортопедическая

В различных формах
Рекомендуется детям с
физкультурноплоскостопием и в качестве
оздоровительной работы профилактики болезней
опорного свода стопы
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное
2-3 раза в неделю в
Занятия проводятся в
занятие
спортивном или
соответствии программой, по
музыкальном залах.
которой работает ДОУ. Перед
Ранний возраст - в
занятием необходимо хорошо
групповой комнате, 10 проветрить помещение
мин. Младший возраст15-20 мин., средний
возраст - 20-25 мин.,
старший возраст - 25-30
мин.
Проблемно-игровые В свободное время,
Занятие может быть
(игротреннинги и
можно во второй
организовано не заметно для
игротерапия)
половине дня. Время
ребенка, посредством
строго не фиксировано, включения педагога в процесс
в зависимости от задач, игровой деятельности
поставленных педагогов
Коммуникативные 1-2 раза в неделю по 30 Занятия строятся по
определенной схеме и состоят
игры
мин. со старшего
из нескольких частей. В них
возраста
входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой и
др.
Занятия из серии
1 раз в неделю по 30
Могут быть включены в сетку
«Здоровье»
мин. со ст. возраста
занятий в качестве
познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от
поставленных педагогом
целей, сеансами либо в
различных формах
физкультурнооздоровительной работы

Воспитатели,

Воспитатели,

Воспитатели,
психолог

Воспитатели,
психолог

Воспитатели,

Необходимо объяснить ребенку Воспитатели,
серьезность процедуры и дать медсестра,
детям элементарные знания о
том, как не нанести вред своему
организму

Точечный
самомассаж

Арттерапия

Технологии
музыкального
воздействия

Сказкотерапия

Проводится в
Проводится строго по
преддверии эпидемий, в специальной методике.
осенний и весенний
Показана детям с частыми
периоды в любое
простудными заболеваниями и
удобное для педагога
болезнями ЛОР-органов.
время со старшего
Используется наглядный
возраста
материал
3. Коррекционные технологии
Сеансами по 10-12
Занятия проводят по
занятий по 30-35 мин. со подгруппам 10-13 человек,
средней группы
программа имеет
диагностический
инструментарий и предполагает
протоколы занятий
В различных формах
Используются в качестве
физкультурновспомогательного средства как
оздоровительной
часть других технологий; для
работы; либо отдельные снятия напряжения, повышения
занятия 2-4 раза в месяц эмоционального настроя и пр.
в зависимости от
поставленных целей
2-4 занятия в месяц по Занятия используют для
30 мин. со старшего
психологической
возраста
терапевтической и
развивающей работы. Сказку
может рассказывать взрослый,
либо это может быть групповое
рассказывание, где
рассказчиком является не один
человек, а группа детей

Воспитатели
медсестра,

Воспитатели,
психолог

Воспитатели,
музыкальный
руководитель,

Воспитатели,
психолог

Технологии
Как специальное занятие
воздействия цветом 2-4 раза в месяц в
зависимости от
поставленных задач

Воспитатели,
психолог

Технологии
коррекции
поведения

Воспитатели,
психолог

Психогимнастика

Необходимо уделять особое
внимание цветовой гамме
интерьеров ДОУ. Правильно
подобранные цвета снимают
напряжение и повышают
эмоциональный настрой
ребенка
Сеансами по 10-12
Проводятся по специальным
занятий по 25-30 мин. со методикам в малых группах по
старшего возраста
6-8 человек. Группы
составляются не по одному
признаку - дети с разными
проблемами занимаются в
одной группе. Занятия
проводятся в игровой форме,
имеют диагностический
инструментарий и протоколы
занятий
1-2 раза в неделю со
Занятия проводятся по
старшего возраста по 25- специальным методикам
30 мин.

Воспитатели,
психолог

Фонетическая
ритмика

2 раза в неделю с
младшего возраста не
раньше чем через 30
мин. после приема
пищи. В физкультурном
или музыкальном залах.
Мл. возраст-15 мин.,
старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с Воспитатели,
проблемами слуха либо в
логопед
профилактических целях. Цель
занятий - фонетическая
грамотная речь без движений

На прогулках можно рекомендовать нагрузку средней или большой
интенсивности в чередовании с отдыхом: дыхательные упражнения,
восстановительная гимнастика.
Здоровьесберегающие технологии
Применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитанников детского сада, осознанное отношение ребёнка к
здоровью и жизни, знание о здоровье и умение оберегать, поддерживать и
сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного
поведения,
оказание
элементарной
медицинской,
психологической помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в
том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и
валеологическому просвещению родителей.
Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
№
1
1.1
1.2

1.3

1.4
1.5

Группа
Направления и
График
Продолжительность,
мероприятия
проведения
мин
2
3
4
5
1. Организация двигательного режима в ДОО
Утренняя гимнастика
Все
8.00 – 8.30
5-10
10-30
Занятия по физической Все
По сетке
культуре
занятий три
раза в неделю
Все
3-5
Двигательная
По
разминка во время
необходимости
перерыва между
занятиями
Физкультминутки
Все
Во время
2-3
занятий
Подвижные игры,
Все
Во время
Не менее 3 часов
физические
прогулок

1.6

1.7
1.8

упражнения на
прогулках и
самостоятельная
двигательная
деятельность детей
Самостоятельные игры Все
в помещении с
элементами
двигательной
активности.
Использование
пособий
физкультурного
уголка
Физкультурный досуг Все
Соревнования,
эстафеты

Спортивные
праздники
1.10 Совместная
физкультурнооздоровительная
работа ДОО и семьи:
- «Весёлые старты»
- Эстафета: «Мама,
папа, я – спортивная
семья»
- Участие семей в
массовых
мероприятиях вне
ДОО (городские
семейные праздники,
эстафеты)
1.11 Индивидуальная
работа по развитию
движений
1.12 Посещение
спортивного зала:
подвижные игры,
1.9

В свободное от 30-40
занятий время

Один раз в
месяц
По плану

Старшие,
подготовительные
группы
Все, кроме 1ой
3 раза в год
младшей группы
Все
По годовому
плану,
групповому
плану, плану
города

40-60

Все

12-15

Ежедневно

По графику
работы
спортивного
зала
2. Оздоровительная работа с детьми

2.1

Закаливающие
мероприятия (с учётом
состояния здоровья
ребёнка):
- приём детей на
улице;
- проветривание
помещений;
- воздушные ванны;
- гимнастика после
сна;
- обширное умывание;

40

Все

60
45-60

10-15

Все

по погоде

35

Все

по графику

Все
Все

после сна
после сна

в соответствии с
СанПиН
5-7
7-10

Все, кроме 1ой
младшей группы

по сетке

30

2.2

2.3

3.1

3.2

4.1

Профилактические
мероприятия:
(профилактика гриппа
и ОРЗ)
Все
- витаминотерапия;
Просветительская
работа:
- уголки здоровья
- выставки детских
рисунков и семейных
работ, посвящённые
ЗОЖ
- островок
безопасности
- конкурс «Зелёный
огонёк»

По плану

Постоянно
Постоянно

Все

По желанию детей

3. Коррекционная работа
Коррекционные
Все
На
3-5
упражнения для
физкультурных
профилактики
занятиях
плоскостопия
Коррекционные
Все
На
3-5
упражнения для
физкультурных
профилактики
занятиях
сколиоза
4. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни
Формирование
Все
В соответствии с
навыков личной
учётом
гигиены:
необходимости
- наличие
индивидуальных и
общих туалетных
принадлежностей;
- беседы о полезности,
целесообразности и
необходимости
выполнения правил
личной гигиены;
- демонстрация
информационного и
дидактического
материала на тему: «Я
и моё здоровье»

Список используемой литературы:
1.Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье: Методическое пособие»
2.М.И.Чистякова « Психогимнастика»
3. Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни

у малышей»,
4. Т.А. Тарасова, Л.С. Власова Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье»

(программа занятий, упражнений и дидактических игр)
5. А.И. Иванова Программа развития «Человек»
6. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко Программа развития «Школа здорового

человека»
7. Л.В. Гаврючина «Подари здоровье детям»
8. Н.Н. Авдеева «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности

жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
9. Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников:

планирование, система работы»
10. Л.Г. Касьянова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у

детей старшего дошкольного возраста»
11. И.М.Новикова « Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников»
12. Г.М. Соловьев « Основы здорового образа жизни и методика

оздоровительной физкультуры»
13. Ю.Ф. Змановский «К здоровью без лекарств»

14.Ю.Ф. Змановский «Воспитание детей здоровыми».
15. Т.И. Трохименко «Сибирячки – здоровячки»
16.М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья»
17. М.Ю. Картушина «Здравствуйте, ладошки»
18. Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».